Никитенко Александр Васильевич - известный мемуарист, критик.
Родился в 1804 или 1805 г.; отец его, крепостной крестьянин, старший писать в одной из контор графа
Шереметева , стоял, по образованию, выше своей среды и подвергался всякого рода
гонениям; условия, при которых прошло детство Никитенко, были тяжелые. Первое
образование Никитенко получил в воронежском уездном училище; доступ в гимназии
ему, как крепостному, был закрыт.
В 1822 г. в Острогожске, где Никитенко перебивался
частными уроками, открылось отделение "Библейского Общества", секретарем
которого был избран Никитенко. Он выдвинулся речью на торжественном собрании 1824 г.,
о которой было доложено президенту общества, князю А.Н. Голицыну . Вскоре, с помощью
Жуковского и др., Никитенко получил вольную.
В 1825 г. он поступил в Петербургский
университет; едва не погиб, уличенный в "знакомстве" с декабристами, кончил
курс по историко-философскому факультету. В 1826 г. появилась его первая статья:
"О преодолении несчастий" (смирением и послушанием начальству) в "Сыне
Отечества". Попечитель учебного округа, К.М. Бороздин , взял его в секретари.
По поручению Бороздина, Никитенко написал примечания к новому цензурному уставу
1828 г. После неудачных попыток занять кафедру естественного права и политической
экономии Никитенко стал адъюнктом, затем профессором по кафедре русской словесности.
В 1833 г. Никитенко был назначен цензором; провел 8 дней на гауптвахте за то,
что пропустил стихотворение Виктора Гюго ("Enfant, si j'etais roi"),
в переводе Деларю . Читал лекции по русской словесности в римско-католической
духовной академии; редактировал (1839 - 41) "Сын Отечества". Получил
степень доктора философии за диссертацию: "О творческой силе в поэзии или
поэтическом гении".
В 1853 г. назначен членом Академии Наук. Писал проекты
цензурных уставов, инструкции или примечания к ним, в "мартинистском",
по выражению Булгарина , т. е. сравнительно либеральном духе.
В 1842 г. Никитенко
был подвергнут аресту на одну ночь при гауптвахте за пропуск в "Сыне Отечества"
повести Ефибовского: "Гувернантка", насмешливо отозвавшегося о фельдъегерях.
С восторгом приветствовал Никитенко эпоху русских реформ, характеризуя себя
"умеренным прогрессистом". В 1859 г. он вступил членом в негласный комитет над
цензурой и хлопотал о превращении его в "главное управление цензуры"
при министерстве народного просвещения.
Неожиданным ударом для Никитенко
было перечисление главного управления цензуры в министерство внутренних дел.
Короткое время в 1847 - 48 годы Никитенко, более номинально, чем фактически
был редактором "Современника". В конце 50-х годов Никитенко
редактировал "Журнал Министерства Народного Просвещения": был
членом, потом (1857) председателем театрального комитета.
Умер 21 июля
1877 г. Как критик, профессор и историк литературы, Никитенко большого
значения не имел. Более известны его "Речь о критике"
(Санкт-Петербург, 1842) и "Опыт истории русской литературы. Введение"
(Санкт-Петербург, 1845), отличающиеся неясностью и расплывчатостью основных определений;
по той же причине Никитенко не мог оказать заметного влияния на своих слушателей.
Как цензор, он оказывал иногда незримые, но существенные услуги литературе (так,
например, в 1861 г. он "отстоял" отдельное издание стихотворений Некрасова ).
Его замечательный дневник, веденный им с 14 лет, издан после его смерти под заглавием:
"Моя повесть о самом себе и чему свидетель в жизни был" (Санкт-Петербург, 1893;
2-е дополн. изд., под ред. М.К. Лемке (Санкт-Петербург, 1904 - 1905).
Дневник Никитенко
имеет значение богатого культурно-исторического материала, в особенности для истории
русской цензуры, и вместе с тем является и интересным "человеческим документом".
С одной стороны, в дневнике, написанном (особенно в первой его части) часто с
поразительной энергией и горечью, с меткими афоризмами во вкусе классических моралистов,
Никитенко рисуется мыслителем, создающим себе правила жизни ("мудрость -
терпение", "цель жизни - не счастье, а долг"), патриотом, негодующим
на "Бенкендорфскую литературную управу" и восклицающим неоднократно:
"да сохранит Господь Россию"; философом, находящим мрачное утешение в мысли
о смерти. С другой стороны, в том же дневнике Никитенко развивает философию
приспособляемости и пассивности, выказывает терпение, не имеющее ничего общего
с мудростью (Пушкин в 1835 г., в письме к П.А. Плетневу , бранит Никитенко
"лягающимся осленком"), является не "умеренным прогрессистом", а
"прогрессивной умеренностью", не стоиком, а просто упрямым малороссом, и прямо
проповедует оппортунизм. В результате - глубокое внутреннее недовольство, которым
проникнуты две последние части дневника, старческое брюзжание на всех и все.
Биография Никитенко вполне объясняет все эти противоречия: крепостное право, из которого он
с таким трудом освободился, наложило столь сильный отпечаток на его богатую натуру,
что он не мог развиться вполне нормально. - См. Ч. Ветринский "Два русских
общественных типа" (Никитенко и И.С. Аксаков "Новое Слово", №
7 - 8, 1894); М.А. Протопопов "Из истории нашей общественности" ("
Русская Мысль", № 6 - 7, 1893); К.Н. Медведский "Повесть честного
гражданина" ("Наблюдатель", № 3 - 4, 1893). Вс. Ч.
|